Опыт столкновения потребителей с товарами и услугами ненадлежащего качества является важной частью жизни. Производители могут допустить ошибки в своей работе, а подрядчики в своей, даже если это сделано не специально.
Претензионный порядок защиты прав потребителей услуг
Случалось ли Вам получать товар ненадлежащего качества или получать такие услуги?
Допустим, Вы купили стиральную машину. В магазине проверить ее работоспособность по понятным причинам не удалось. После того как ее привезли к Вам домой и установили, выяснилось, что она не работает. Что делать в этом случае?
- Первое, что мы делаем – это готовим претензию.
- Что касается ее содержания, то следует отметить, что она составляется в письменной форме, в шапке указывается адрес, по которому должна быть направлена данная претензия, полное имя и адрес для ответа.
- Далее, что было куплено, когда и на какую сумму. Когда и кем было доставлено, когда и как узнали о неисправности.
- Теперь и часть требований в претензии указывается: расторжение договора купли – продажи с возвратом денежных средств, обмен на аналогичный товар или другой товар. На ответ продавцам дается десять дней.
- Если ответ получен, и он положительный – значит на этом можно закончить. Если продавец предлагает передать товар для осмотра, значит проверка проводится за счет продавца.
- Если по каким-то причинам решение отрицательное или ответ вообще не получен, то можно приступать к подготовке заявления в суд.
Решения дела без суда
При покупке товара хорошего обслуживания и качества Вы поняли, что он Вам не подходит, процедура очень простая:
- Потребовать от продавца, пока не истекло 14 дней, возврата денежных средств, замены товара или расторгнуть договор купли-продажи.
- Заявление должно быть составлено в письменной форме.
- Распечатать два экземпляра и передать их продавцу.
- Один экземпляр должен быть скреплен печатью ответственного лица, его данными, должна стоять печать организации и дата получения.
- При отказе в получении заявления, отправьте данное заявление по всем адресам, которые Вам известны.
Но! Возврату не подлежать ювелирные изделия, лекарства и другие товары, установленные правительством.
Административные процедуры защиты прав потребителей
При нарушении прав покупателей или потребителей услуг (например, медицинских, образовательных, строительных) они могут обратиться с жалобой в контролирующий орган.
При составлении жалобы важно учитывать следующие моменты:
- Убедитесь в правильности адреса получателя, чтобы пересылка жалобы не занимала много времени. Если качество предоставляемых медицинских услуг оставляет желать лучшего, жалобу можно подать в Министерство здравоохранения. В отношении курсов и школ – в Министерство образования.
- Жалоба должна быть менее эмоциональной и более фактической, чтобы читатель мог понять, что, где и при каких обстоятельствах произошло.
- Жалобы принимаются на официальных сайтах ответственных ведомств, но для облегчения отслеживания получения рекомендуется отправлять их по почте заказным письмом.
- Обязательно укажите свои ФИО, адрес, контактный телефон и другие данные, так как анонимные жалобы рассматриваться не будут.
Судебное разбирательство по защите прав потребителей
- Ходатайство должно быть составлено в письменной форме.
- Дождитесь назначения судебного заседания. На нем Вы можете поддержать свои требования, уточнить их в сторону увеличения, отказаться от них или, если ответчик выполнит требования, закончить дело мировым соглашением.
- После рассмотрения дела суд выносит решение.
- Если решение суда обжалуется, то сторонам дается месячный срок с момента вынесения окончательного письменного решения. Если апелляция не подана, решение вступает в законную силу. Если апелляция подана, то решение вступает в силу с момента его опубликования судом.
- Если после вынесения апелляционного решения иск представляется обоснованным, суд первой инстанции должен выдать исполнительный лист.
После того как исполнительный лист готов, есть три варианта: направить его должнику для добровольного исполнения, направить в банк должника, чтобы банк в одностороннем порядке списал долг в Вашу пользу, или направить исполнительный лист судебному приставу – исполнителю для принудительного взыскания.
Правила составления исковых заявлений о защите прав потребителей:
В шапке искового заявления необходимо указать наименование суда, в который направляется исковое заявление, сведения о сторонах и их процессуальном положении.
Споры на сумму до 50 тыс. руб. рассматриваются мировым судьей, а на сумму свыше 50 тыс. руб. – районным судьей. Истцом в таких делах выступает покупатель, а ответчик – продавец.
Содержание искового заявления: как и в претензии, в нем подробно описывается вся ситуация, связанная с приобретением товара и обнаружением его неработоспособности.
Правовое основание и выбор требования: указать правовое основание претензии и, соответственно, сами требования, изложенные в вопросительной части претензии. В ней, помимо основного требования, можно заявить о компенсации психологического ущерба, неустойки и штрафа по закону о защите прав потребителей и компенсации судебных издержек.
Государственные обязательства: обратите внимание, что государственные обязательства не распространяются на иски о защите прав потребителей. Поэтому, если у Вас возникли какие-то вопросы, связанные с защитой прав потребителей или Вы столкнулись с проблемой, что приобрели некачественный товар и хотите его вернуть, а продавец не желает возвращать деньги, обращайтесь в наше Юридическое бюро. Наши юристы ответят на все вопросы и помогут решить образовавшуюся проблему.