Почти каждый человек в какой-то момент своей жизни сталкивался с бракованными товарами или некачественными услугами. Возможно, подрядчик допустил ошибку в своей работе или производитель выпустил бракованный продукт не по своей вине.
Внесудебные процедуры защиты прав потребителей
Вам продали товар хорошего качества и обслуживания, но он не подошел? Процедура в этом случае очень проста:
- Свяжитесь с продавцом в течение 14 дней и потребуйте расторжения договора купли-продажи, возврата денег или замены на другой товар.
- Сделайте дубликат, распечатайте и отправляйтесь к продавцу для предъявления.
- Один экземпляр должен быть заверен печатью ответственного лица с отметкой о получении, датой получения, данными ответственного лица и, если возможно, печатью организации.
- Если продавец отказывается принять заявление, отправьте ее по почте по всем известным адресам (юридический адрес компании может не совпадать с реальным).
Подводным камнем в этой категории споров является то, что не все товары можно вернуть в течение 14 дней.
Всегда можно подать жалобу в надзорный орган, если нарушены права клиента или потребителя услуг (например, здравоохранения, образования, строительства).
Порядок рассмотрения претензий о защите прав потребителей
Вам продали товар или услугу ненадлежащего качества?
- Необходимо подать претензию.
- Следует помнить, что претензия должна быть составлена в письменной форме, а в заголовке документа должна быть указана суть претензии, а также имя и адрес для корреспонденции заявителя, то есть вас.
- Когда, что и в каком количестве было приобретено. Когда и кем он был доставлен. Когда и как вам стало известно о дефекте?
- В разделе претензии обычно указывают такие требования, как расторжение договора купли-продажи с возвратом денег, замена на аналогичный товар или другой товар.
- Согласно Закону о защите прав потребителей, продавец обязан ответить на претензию в течение 10 дней.
- Если ответ получен, и этот ответ положительный, то осуществлять дальнейшие действия нет необходимости. Если другая сторона предлагает привезти товар для проведения экспертизы, вы должны согласиться с этим. В этом случае расходы на эксперта будет нести продавец.
- В случае отрицательного ответа на жалобу или полного отсутствия ответа в течение установленного законом срока, то можно начать подготовку искового заявления для судебного разбирательства с целью защиты прав потребителя.
Судебное разбирательство по защите прав потребителей
- Заявление должно быть составлено в письменной форме.
- Дождитесь судебного заседания. Во время слушания вы можете защищаться, вносить поправки, отзывать иск или, если ответчик согласен, завершить дело мировым соглашением. Суд разъяснит все детали вашего иска.
- Судом выносится решение.
- Стороны могут подать апелляцию в течение одного месяца после принятия решения. Если апелляция не подана, решение вступает в законную силу. Если апелляция подана, решение вступает в силу с момента его оглашения апелляционным судом. Здесь следует отметить, что если дело проиграно в первой инстанции, то решение суда первой инстанции обычно отменяется судом апелляционной инстанции. С другой стороны, если вы выиграли дело в первой инстанции, вам необходимо подготовиться к апелляции. Потому что апелляционный суд может изменить решение.
- Если ваш иск удовлетворен после решения суда апелляционной инстанции, вы должны получить исполнительный лист в суде первой инстанции.
- Когда исполнительный лист готов, у вас есть три варианта: направить исполнительный лист должнику для добровольного исполнения, направить исполнительный лист в банк должника, чтобы банк в одностороннем порядке снял деньги в вашу пользу, или направить исполнительный лист мировому судье для принудительного взыскания долга.
Правила рассмотрения дел о защите прав потребителей
- В заголовке должно быть указано наименование суда, в который адресован иск, сведения о сторонах и их процессуальном положении.
- Споры до 50 000 руб. рассматриваются в мировом суде, споры свыше 50 000 руб. — в районном суде. В данном случае истцом выступает покупатель, а ответчиком — продавец.
- Иск в суд: как и в претензии, подробно изложите всю ситуацию, связанную с покупкой товара и его недостатками. Затем необходимо указать, что досудебный порядок в виде претензии был соблюден.
- Выбор правового основания и иска: укажите правовую основу требований и, соответственно, само требование. Помимо основного требования (возврат или замена товара), требование может также включать компенсацию нематериального ущерба, неустойку и штрафы по закону о защите прав потребителей, а также компенсацию судебных издержек.
- Гос. пошлина по искам о защите прав потребителей не взимается.
Вся процедура защиты прав потребителей имеет свои особенности и нюансы ситуации, поэтому мы перечислили только основные моменты. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете задать их нашему юристу. Ваша проблема может быть решена. Все, что вам нужно сделать — это начать путь к решению вместе.