с 09:00 до 19:00
г. Челябинск, пр. Ленина, 35
г. Челябинск, ул. Чичерина, 33

Сотрудничайте с подрядчиками безопасно

При заключении договора проблемой заказчиков являются качество и сроки выполнения работ. Поэтому основной риск заключается в том, что они не получат то, что ожидают, что приведет к финансовому и репутационному ущербу.

Принципы построения отношений с подрядчиками

Независимо от того, были ли у вас деловые отношения с подрядчиком в прошлом или предстоящая сделка — ваш первый опыт, убедитесь, что вы проверили подрядчика по всем доступным информационным базам. Сегодня это не является сложной задачей. Основная информация включает в себя регистрационные данные, наличие или отсутствие лицензии, членство в СРО, участие в судебных процессах и решения по ним, наличие долговых обязательств, ход процедуры банкротства. Даже минимальная проверка по базе данных даст вам представление о том, способен ли подрядчик в принципе выполнить проект, имеет ли он право на выполнение определенных работ и не прекратит ли он свое существование или не станет ли банкротом до заключения сделки.

В идеале следует определить ответственное лицо на стороне клиента, которое будет осуществлять надзор за проектом и взаимодействовать с подрядчиком. Это особенно важно для долгосрочных, сложных сделок или проектов, предполагающих поэтапное выполнение работ или достижение какого-либо промежуточного результата. Контроль позволяет своевременно реагировать на нарушения контракта, задержки работ, простои и проблемы с качеством. В таких случаях важно направлять уведомления, письма или жалобы, а не просто формальные ответы. При необходимости следует составить дополнительный договор. Только в этом случае вы сможете представить доказательства нарушения договора со стороны подрядчика и попытку решить проблему без споров и судебных разбирательств.

Если вы требуете от подрядчика соблюдения условий договора, помните, что вы тоже должны соблюдать все условия и все процедуры. Если вы нарушили условия договора, подрядчик вполне может поднять этот вопрос, чтобы оправдать нарушение со своей стороны.

Советы арбитражных юристов клиентам.

  1. Не переводите деньги до подписания договора.

Этот совет кажется очевидным, но на практике заказчики часто не следуют ему. Обычно они платят деньги вперед. Трудно предсказать, что произойдет дальше. Договоры могут быть подписаны, а могут и не быть. Если что-то пойдет не так, вы можете получить свои деньги обратно, или же подрядчик может исчезнуть с деньгами, и все, что вам останется, это судебный приказ об их возврате. Процедура урегулирования прописана в договоре, и ее следует соблюдать. Опасно и глупо забегать вперед.

  1. Если договор составлен подрядчиком, не подписывайте его без должного рассмотрения юристом и не стесняйтесь вносить в него выгодные для вас изменения и дополнения.

Выгоду и интересы получает тот, кто заключает договор. Всегда читайте то, что вы подписываете. Всегда показывайте договор юристу, специализирующемуся на арбитраже. Иногда текст приходится очень серьезно переделывать. Не забывайте о приложениях к договору — они являются его неотъемлемой частью.

  1. Не заключайте новый договор, пока не закончился предыдущий.

Такая ситуация обычно возникает, когда старый подрядчик не удовлетворен качеством, сроками и т.д., а результат работы нужно сделать «вчера». Если действуют два контракта и возникает спор, это может привести к очень сложной ситуации. Придется разбираться и доказывать, кто и что сделал, кому заплатили, а кому нет, и в каком порядке это было сделано. Кроме того, если первый подрядчик начнет устранять дефекты, как это разрешено его договором с вами, вы рискуете поставить себя в положение ответчика. Если вас не устраивает выполнение работ по старому договору, расторгните сделку, оформите прекращение отношений, рассчитайтесь и ликвидируйтесь. После урегулирования вопроса вы заключаете договор с новым подрядчиком. Это делается потому, что он не должен пострадать из-за вашего спора с предыдущим подрядчиком.

  1. Если работы должны выполняться поэтапно, предусмотрите в договоре процедуры приемки-оплаты по этапам.

Это облегчает контроль над работой подрядчика и позволяет осуществлять поэтапные платежи по контракту, контролируя качество, сроки и результаты работ. Также можно предусмотреть досрочное расторжение контракта, если качество или сроки не соблюдаются на каком-либо этапе.

  1. Определите собственные критерии оценки качества и включите их в договор.

Претензии по качеству являются типичными при заключении договоров подряда. Однако не менее распространены и споры. Чтобы заранее избежать споров, необходимо, чтобы заказчик и подрядчик четко определили, какие параметры они будут использовать для оценки качества и что считается существенным и несущественным дефектом. Это напрямую затрагивает вопрос устранения дефектов, кто несет ответственность.

  1. Всегда проверяйте соответствие качества работы.

Работы должны быть проверены в момент сдачи, чтобы убедиться, что они соответствуют заявленному в договоре качеству и не могут быть изменены позднее. Необходимо официально уведомить подрядчика обо всех дефектах, получить ответ и принять меры для того, чтобы работы можно было предъявить в суде. Следует понимать, что если подрядчик не сможет доказать, что он своевременно уведомил о дефектах, то взыскать неустойку будет очень сложно, практически невозможно. Суд может отклонить иск на том основании, что отсутствует письмо (уведомление или претензия) о дефекте, и потребовать устранения дефекта.

  1. Отправьте мотивированное письмо с отказом, если вы не принимаете работу, не подписываете сертификат или если работа имеет дефекты.

Каким бы ни был дефект, его нельзя предъявить, если он нигде не указан. По этой причине все существенные дефекты должны быть указаны в акте и в претензии. Отметьте дату поставки и порядок направления мотивированного отказа от приемки товара. Включение таких пунктов в договор является стандартной практикой. Во-первых, покупатель обязан соблюдать оговоренные сроки направления мотивированного отказа. Во-вторых, нарушение этих сроков и отсутствие письменного отказа часто фигурируют в договоре подряда как основания для признания работ выполненными, принятыми и оплаченными в соответствии с односторонним актом, составленным подрядчиком. В результате возникает не только риск того, что в случае нарушения сроков придется что-то доказывать, но и потенциальная обязанность оплатить работу, даже если на самом деле имеются претензии по качеству.

Если у вас уже возникли проблемы, обращайтесь за помощью к нашим арбитражным юристам.

Нужна консультация юриста в Челябинске?

    Решим Ваш вопрос выгодно для Вас

    Нажимая кнопку "Получить консультацию бесплатно", Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.